суббота, 15 мая 2010 г.

«Славянское единство» по-нашенски

«Славянское единство» по-нашенски

Урегулирование вопросов по транзиту и реализации природного газа стало импульсом к всеобщему потеплению в отношениях между двумя «заклятыми друзьями». На информационную обманку национально озабоченные представители украинского политикума повелись со скоростью света, российские националисты построили свою критику на потерях России от этого соглашения. Но конкретно-прикладных последствий, ни первые, ни другие увидеть не смогли.

 

Сразу же после подписания договоров, министры энергетики Российской Федерации и Украины поручили интенсифицировать работу по созданию консорциума для модернизации газотранспортной системы Украины. Следующими шагами стали сближения в ядерной энергетике и авиастроении. Последней новостью стало предложение российского Премьера Владимира Путина об объединении двух национальных монополий - «Нафтогаза» и «Газпрома». Пока что это нам преподносят как шутку, но есть все основания считать, что все только начинается.

 

Цена газа 

 

 Вопреки информационному официозу, новые «газовые» соглашения не принесут Украине ощутимой выгоды. По оценкам Astrum Investment Management, наша страна будет покупать природный газ во втором квартале по цене 233 за 1000 куб. м, в третьем квартале – по $245-$255 за 1000 куб. м, в четвертом – по $255-$265 за 1000 куб. м. Поскольку Украина уже импортировала около 6,5 млрд куб. м а 1 квартале по цене $305, средняя цена в 2010 году на природный газ должна составить около $ 260. Это на 24% выше средней цены 2009 года ($210).

 

 

Боле того, в договоре не учтены некоторые аспекты. Мировые цены основываются на стоимости не только газа, но и транзита. А это был первый фундаментальный момент, упущенный в договоре, потому что ставка транзита существенно не изменилась, а цена газа была взята европейская. Второй момент – из чисто политических соображений базовой ставкой была взята итальянская. Но Украина имеет территориальное преимущество перед Европой, покупая газ на границе с РФ или Беларусью, мы берем газ на 2500 км ближе, чем Италия.

 

Относительно физических объемов импорта газа в 2010 году ясности меньше. Стороны договорились, что общий объем импортируемо Украиной природного газа в текущем году составить 36,5 млрд куб. м. Однако оценки показывают, что для экономики достаточно будет 33 млрд куб. м. Если вариант с импортом лишь 33 млрд куб. м. реализуется, то «Нафтогазу» нужно будет заплатить за импортный газ на $2,3 млрд меньше, по сравнению с ситуацией до получения скидки.

 

Но если Украина действительно импортирует 36,5 млрд куб. м природного газа, то совокупный счет за импорт газа в 2010 году составит $9,3 - $9,4 млрд. Это лишь на $1,4 – $1,5  млрд меньше, по сравнению со сценарием по предыдущему газовому договору.

 

Влияние новых газовых соглашений на внутренние цены на газ промышленных потребителей также минимально. Сегодня цена импортного газа в 2010 году должна быть на 24% выше средней цены 2009 года. После соглашений по газу, Национальная комиссия регулирования электроэнергетики снизила предельные цены на газ для промышленных потребителей, бюджетных организаций и других хозсубъектов на 1,36% по сравнению с существующим уровнем, до 1992,8 грн./тыс. куб. м. Новые цены вступили в силу с 1 мая текущего года. При этом указанный уровень цен не учитывает НДС, целевую надбавку, а также стоимость транспортировки газа по распределительным сетям. Следовательно, понижение цены только относительное, в абсолютном показателе цена приблизительно осталась на том же уровне.

 

При этом актуальность повышения тарифов для домохозяйств и предприятий коммунальной энергетики остается по-прежнему высокой. Несмотря на то, что правительство разрекламировало отказ от повышения цены газа для населения, это не исключает повышения в следующем году. Более того, переговоры с МВФ не закончились, следовательно, риск частичного повышения тарифов, от предполагаемого ранее уровня, не исключен.

 

Для российского народа данные соглашения также несут негативные последствия. Ведь скидка будет идти не за счет «Газпрома», а за счет федерального бюджета. Российский бюджет будет нести огромные потери - $40 млрд в последующие 10 лет. В то же время в России планируется повышение тарифов на газ для населения. Таким образом, амбиции российских и украинских властей будут оплачиваться из кармана российских и украинских граждан.

 

Газотранспортный консорциум

 

Российская сторона несколько раз высказывала свой интерес в украинской газотранспортной системе (ГТС), и столько же раз отказывалась от него. Украинская сторона постоянно акцентировала на том, что модернизация газотранспортной системы остается насущным вопросом. Но при этом всячески утверждала о невозможности частичной или полной приватизации ГТС.

 

Вне всякого сомнения, ритуальные танцы с шаманским бубном вокруг трубы объясняется желанием российской стороны сбить конечную цену. Украинские власти носились с ГТС как с писаной торбой, но при этом четко понимали, что самостоятельно решить вопрос модернизации практически не представляется возможным.

 

По словам премьер-министра Украины Николая Азарова, цель модернизации - снижение стоимости транзита за счет повышения скорости подачи газа, давления. По его словам, в результате рентабельность прокачки газа будет увеличена в 2,5 раза выше. Именно этим вопросом и начали заниматься на следующий день после харьковских договоренностей министерства энергетики РФ и Украины. Причем, как оказалось, двусторонняя комиссия по этому вопросу никогда и не прекращала своей работы. Как при «оранжевых» так и при «бело-голубых».

 

Здесь нужно отметить, что «Газпром» в кооперации с европейскими энергетическими компаниями осуществляет два проекта по транзиту природного газа в обход Украины – «Северный поток» и «Южный поток». Их строительство пока не ущемляет интересы Украины.

 

Мощность «Северного потока» должна составить 55 млрд кубометров газа в год. Планируемая мощность «Южного потока» - 63 млрд кубометров газа в год. Пропускная способность украинской ГТС на границе со странами ЕС - 142,5 млрд куб. м. Сейчас годовое потребление газа в Европе составляет чуть менее 200 млрд куб. м в год. Суммируем пропускную способность украинской ГТС и «Северного потока», получим приблизительно те же 200 млрд куб. м в год, которые потребляет ЕС.

 

Исходя из этого, необходимость в сооружении «Южного потока» вообще отпадает. И что характерно, от его строительства пока еще можно отказаться. Но 200 млрд куб. м в год это в кризисный период. И в «Газпроме» справедливо рассчитывают на скорейшее восстановление спроса на газ со стороны европейских потребителей. Но не думается, что спрос вырастет в 1,5 раза.

 

Исходя из реалий, переговоры украинская сторона начала в не совсем выгодном положении. Было признано, что «Северный поток» уже не остановить - он строится, и будет запущен уже в следующем году. Поэтому, участие «Газпрома» в проекте модернизации украинской газотранспортной системы предлагается как альтернатива «Южному потоку».

 

Но  здесь «Газпром» уже на шаг впереди. Задержек по реализации проекта «Южный поток» нет. Италия последнее государство, которое одобрило и вошло в консорциум по его строительству. По сути, этим актом завершили формирование правовой базы «Южного потока». Теперь дело только за тем, чтобы начать практическую работу и завершить ее во второй половине 2015 года. Понимая уровень затрат при стройке «с нуля», российская сторона выразила готовность уменьшить мощность «Южного потока». Но только в случае объединения ОАО «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины».

 

Если этот проект осуществиться, вопрос главного энергетического поставщика Европы будет решен на обозримое будущее. Модернизация Украинской ГТС нужно полагать, будет осуществлена, и принесет прибыль обеим сторонам. Возможное объединение «Нафтогаза» и «Газпрома» явит миру крупнейшего добытчика, транспортировщика и реализатора природного газа в мире, потребителем которого является целый континент  – Европа.

 

Реализация этих проектов также означает и отказ от строительства газопровода Nabucco, который предполагает прокладку трубопровода через территорию Турции и балканских стран в Италию и Австрию. Эта магистраль предназначалась для транспортировки в ЕС азербайджанского и, возможно, иранского газа. Но, учитывая то, что инвестиционное решение по Nabucco до сих пор не принято Еврокомиссией, а вся документация и договора по строительству «Южного потока» имеются, перспективы Nabucco становятся совсем туманными.

 

Теперь российская сторона отныне будет иметь обходные каналы поставок газа. И в случае резкого сокращения потребления газа в Европе, например во время следующего кризиса, Россия вполне может ограничиться южным и серверным рукавом, оставив Украину у разбитого корыта. 

 

Энергетические, авиационные и другие инициативы

 

Во время своего пребывания в Украине в конце апреля, Владимир Путин сделал масштабные предложения в области «мирного атома». Украинской стороне было предложено реализовать проект по кооперации в ядерной сфере, который подразумевает объединение отраслей генерации энергии, атомного машиностроения и топливного цикла.

 

Взаимный интерес огромен. Российская сторона положила глаз на украинские месторождения урана, выразила готовность финансировать модернизацию и достройку украинских АЭС. Украина также рассчитывает на «помощь» Российской Федерации в создании собственного завода по сборке ядерного топлива. Как известно, для закрытого ядерного цикла Украине не хватает лишь этого, единственного звена.

 

В то же время украинские предприятия, занимающимся изготовлением оборудования для атомных электростанций, будут расширять свой рынок сбыта за счет РФ. Учитывая программу модернизации российской гидроэнергетики, большая вероятность, что предприятия Украины также будут участвовать в поставках оборудования для российских гидроэлектростанций

 

Тесного сотрудничества в ядерной энергетике предполагает формирование больших монополистически объединений. Глава Росатома Сергей Кириенко заявил, что на базе Турбоатома и российского Атомэнергомаша может быть создано совместное предприятие на паритетной основе. Хотя конфигурация может быть гораздо шире. «Есть еще пять-шесть украинских предприятий, которые очень серьезно задействованы уже сегодня. А если будет совместная программа, то более серьезно будут задействованы и при сооружении атомных станций в Украине и в России», – сказал Сергей Кириенко.

 

«Если объединить тот опыт, который есть у Украины и России, может получиться очень интересное сотрудничество», – считает украинский Президент. Еще бы. Объединение двух мощных энергосистем и завязанного на них машиностроительного комплекса, выводит на мировую арену электроэнергии нового игрока. Совместная работа Украины и РФ на рынке сбыта производимой электроэнергии для стран третьего мира это лишь вопрос времени.

 

Смелые инициативы в энергетике двигают Украину и Россию к продолжению переговоров о создании совместного предприятия в сфере авиастроения. После распада Советского Союза связи в едином авиастроительном комплексе были разрушены. Выстраивать национальные закрытые цепочки практически не возможно - намного легче его снова объединить.

 

Для обеспечения рентабельности авиастроительной отрасли нужна не только концентрация, но и рынки сбыта. И обе стороны прекрасно понимают суть вопроса – без согласованных действий бывший ранее единым авиастроительный комплекс возродить не получится. «Политика наша проста: первое – найти ресурс для модернизации, второе – модернизация ради модернизации никому не нужна, модернизация нужна ради повышения конкурентоспособности и выхода на рынки», – подчеркнул Николай Азаров. Именно с этой целью и было создано СП между Украиной и Россией в авиастроении. Не секрет, что речь идет о совместном производстве и реализации на рынках третьих стран самолетов Ан-148, Ан-124, Ан-70, Ан-140.

 

Актуальными для обеих стран являются проекты кооперации в области судостроения и транспортных коридоров. На основе размещения российских заказов планируется загрузить украинские судостроительные и судоремонтные заводы. Предварительно оформлено сооружение новых и модернизация существующих автомагистралей, в частности скоростных дорог Москва-Харьков-Симферополь, Москва-Киев, транспортного коридора через Керченский пролив в рамках транспортного коридора Крым-Кубань.

 

Безусловно, результат этих соглашений станет импульсом к развитию в области высоких технологий, научно-технической сфере и фундаментальной науки. В первую очередь, это освоение космоса.

 

Конец евроинтеграции?

 

Резкий поворот в отношениях между Россией и Украиной стимулировал ряд публикаций в СМИ и том, что на интеграции в НАТО и Европейский Союз можно поставить крест. Действительно, возможность вхождения в НАТО в обозримом будущем исключена. По большему счету, вопрос вступления Украины в НАТО никогда и не был актуальным. Настроение украинской общественности к этому агрессивному блоку преимущественно негативное. Было бы странным затягивать Украину в Североатлантический альянс против народной воли. Но после того как Виктор Янукович был избран президентом, противостояние интеграции в блок обрело политическую «крышу».

 

Меньше всего изменения во внешней политике влияют на евроинтеграцию Украины. Ведь Евросоюз это в первую очередь экономическое объединение. Интеграция в ЕС, правда, будет приобретать несколько другой характер, чем это представлялось идеалистам в «оранжевых» очках из правоцентристского лагеря.

 

В ходе визита в Киев 30 апреля еврокомиссара по вопросам расширения ЕС и политики соседства Штефана Фюле был подписан документ, называемый в Еврокомиссии «матрицей сотрудничества с Украиной». В отличие от прежних документов, в нем содержатся не просто тезисы, а прогнозные сроки реализации реформ.

 

Ключевыми являются разделы «Мобильность» и «Энергетический сектор». Первый посвящен реформам, ведущим к безвизовому режиму, и заключен в достаточно размытой форме «облегчить переговоры в сфере визовой либерализации». Все без исключения реформы в разделе «Мобильность» должны быть реализованы в течение шести месяцев. Украинские дипломаты наивно (сколько раз уже обманывали) полагают, что через 6 месяцев будет подписана дорожная карта безвизового режима между Украиной и ЕС. В случае реформирования газового сектора Киеву обещают открыть кредитную линию на 2,5 млрд евро для модернизации газотранспортной системы.

 

Становится явным, что ЕС от Украины нужна стабильность в энергетическом вопросе и ясность в визовом режиме. Исполнение первого условия даст уверенность в поставках энергоносителя территорией Украины, второй пункт позволит в упрощенном режиме привлекать из Украины научных работников.

 

Усиление крупного капитала и перспективы левых сил

 

Пришло время «собирать камни». Крупный «национальный» капитал бывших республик СССР наконец-то окреп до той степени, когда перед ним открылась возможность создавать наднациональные монополии. На наших глазах формируется новый империалистический союз. Инициатива в «интеграционных» процессах, как наиболее индустриально развитой республике и с большим количеством закрытых циклов отдельных производств, логично принадлежит Российской Федерации.

 

Но для того, чтобы пазл собрался, жизненно необходимы еще два сегмента: индустриально и научно развитые Беларусь и Украина. С Беларусью все стало ясно после 1993 года. Сейчас к новому империалистическому союзу подключилась и наша страна.

 

Создаваемые монополии носят преимущественно государственный характер. Отсутствие капиталиста не означает отсутствие капиталистических правил игры. Социально-экономическая база такого типа экономики, вопреки распространенному мнению, была заложена еще во время Советского Союза. Создаваемый тогда мощный комплекс народного хозяйства требовал с каждым годом все большего количества профессиональных управленцев – бюрократии.

 

После того как старая социально-экономическая система окончательно проиграла капиталистической, управленческий аппарат предъявил прямые претензии на народное хозяйство. СССР успешно был списан на свалку. 

 

Националисты истерично кричат об утрате призрачной «независимости», а сталинисты тихонечко потирают рученки – свершилось! Наконец-то «мы» собрались в единый кулак и дадим отпор Западу. Но и те, и другие оперируют достаточно эфемерными категориями. Теперь становится очевидной цена «славянского единства». Наступает эпоха «Великих Люлей», где любое инакомыслие или попытка противостоять будет жестоко караться. И националисты и сталинисты сделали свое дело. В дальнейшем к их услугам будут прибегать только в точечных мероприятиях. Первых – чтобы столкнуть лбами низы, отвлекая их внимание от социальной борьбы. Вторых – для легитимизации и поддержки имперских амбиций.

 

Монополизация не только усиливает эксплуатацию, но и расширяет поле для сотрудничества между угнетенными классами разных государств. Нам больше ничего не остается, как создать достойное сопротивление по всем фронтам наступления капитала. Но в первую очередь продолжать налаживать горизонтальные связи и укреплять профессиональные объединения работников наемного труда. Тем более, что первые успешные шаги уже делаются.

http://livasprava.info/content/view/2019/1/

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий