четверг, 25 февраля 2010 г.

Одна нація, одна мова, одна грошова дійна корова

Единство – это ни что иное, как форма буржуазной эксплуатации под защитой штыка. Так точно, политическое единство в крупных государствах есть власть буржуазии. От того буржуа и желает единого государства. (П. Ж.Прудон)


  Депутат и член ВО «Свобода» Фарион сообщает во всеуслышание, что все, кого зовут Миша, пусть «едут в Московию», а корень имени Лиза произошел от слова «лизать». Насколько далеко можно зайти, навязывая ребенку из детского сада, неспособному критически воспринимать слова взрослого человека, шовинистические взгляды? В силу своего возраста, ребенку легче называть своего приятеля тем именем, которое легче произносится (а может быть, просто ассоциируется у детсадовца со словом «мишка»?). Не является ли это «культурное» насилие над ребенком чем-то родственным насилию государственному? То и другое оправдывается высокими мотивами, но служит власти и контролю конкретных людей. В этот момент трудно отличить политика и «интеллигентку» Фариони от обычного упивающегося своей властью милицейского чинуши. 

Не первый десяток лет идет бубнеж о соборности Украины. Уже не первый раз в припадке псевдопатриотической эйфории правительство возводит в ранг национальных героев военных преступников и массовых убийц, строит огромные храмовые комплексы, вкладывая в это миллионы и застраивая зелёные территории городов. Власть периодически устраивает охоту на ведьм: как на «экстремальные группировки украинской молодежи», так и ищет врагов и обидчиков в других странах. Виновны все, кто угодно, главное – не они. Правительство молчаливо поощряет и подыгрывает имитации взаимной неприязни между востоком и западом, на следующий день цитируя Тараса Шевченка: “Єднаймося…” И в конечном итоге политики всегда оправдывают и предательство союзников или предательство своих избирателей национальными интересами и национальным единством. Эти самооправдания стары как мир, но всегда находятся «патриоты» готовые признать их существенность.  

 


Рудольф Роккер  в 1919 сказал об этом: «И может ли быть иначе? Ведь единое национальное государство – ни что иное, как воплощённый принцип власти привилегированных классов, победа униформизма и шаблона над богатым разнообразием народного духа, триумф духовной дрессировки над естественным воспитанием и созданием характера, вытеснение личностного чувства падальным подчинением, одним словом – изнасилование свободы грубой государственной силой». Каков, при таком бессмысленном самоотрицании может быть характер национального государства?

  «Левые», представленные в парламенте, давно стали частью класса современных капиталистов, тех самых «собственников средств общественного производства, применяющих наемный труд» (Ф.Энгельс, К. Маркс). Пролетариат не имеет отечества – об этом национализированные «коммунисты» тоже забыли, а если бы не забыли – не вписались бы в рамки существующей системы и не смогли бы получать прибыль от своего депутатского кресла. Защита отечества становится нужным, пусть не жизненно необходимым, пунктом предвыборной программы. Это напоминает социал-демократов Германии 20-х годов. Заходит речь о единой нации. На смену советскому государственному антисемитизму и приходит украинский шовинизм. Чтобы уловить различие между нацией и народом важно понимать, в чем различия общественной организации и государственной.

 Общественная организация есть образование естественное, создающееся само собой внутри непосредственно общества. Его развитие происходит снизу вверх. Важно также понимать, что общественная организация основана на общих интересах. На её развитие влияют определенные необходимости (предпосылки). 

  Государственная организация всегда есть нечто искусственное. Она создается привилегированным меньшинством, представленным правящим классом, и представляет исключительно его интересы. Вводится в действие, «вдалбливается» она искусственным путём. 

  Соответственно, народ – это общественная организация, в то время, как нация – государственная.

  Народ делает целостным язык, культурное наследие, традиции, обычаи, происхождение, территория. Он является естественным образованием. Будучи подчиненным чужой власти, народ не теряет свои культурные особенности, характерные черты, психологические особенности, культурное развитие, в общем – самоидентификацию. Разрушить его может лишь полное уничтожение всех членов народа. Нельзя заставить личность, одев чужие туфли, стать другой личностью. Так и народ не сможет перенять искусственным путём чужие традиции и духовность. Ассимиляция, если она происходит, - процесс постепенный и плавный, построенный на естественном приспособлении, происходящий добровольно, с молчаливым обоюдным согласием. Пожалуй, захваченный чужой властью, разделенный искусственным путём народ выказывает собственные признаки еще явственнее, нежели в «обычном» состоянии. Примеров – сотни. Немцы и поляки, англичане и ирландцы, Великое княжество Литовское после третьего раздела Речи Посполитой, монголы и китайцы. Государство или отсутствие государства не гарантируют процветания культуре или народу. Связи нет. 

 Украинский народ не составляет исключение. Так, Киевская Русь до XII века, вплоть до начала монгольских завоеваний, была государством с довольно децентрализованной властью. Официально известно, что у Киева и Новгорода Великого были различные денежные единицы, а по неподтвержденным данным другие денежные единицы также были и у черниговских, и у новгород-северских князей. Это говорило и об экономической, и о политической самостоятельности местных властей. Стоит ли лишний раз упоминать о богатом культурном наследии, которое дала нам та эпоха? И при этом национально-государственное единство отсутствовало.

  Великие писатели, поэты, философы, политические деятели – в мировой и в национальной истории часто появлялись в периоды национальной раздробленности. Многие достижений культуры и духовности попадает на эти эпохи, для каждого народа – по разному. Будучи актуальным для своего времени, каждый из них делал свой вклад в историю от имени народа. 

Украина, находясь в состоянии политической/национальной раздробленности дала нам наибольшие завоевания в области нашей собственной культуры. Даже советское «ярмо» и то дало больше, чем 19 лет независимости. В первую очередь, её деятели отождествляли себя с народом, единство с которым ощущали. Пребывая в составе различных государств, украинцы, как и, по сути, другие народы, находившиеся в таком же положении, - не являлись исключением из правила, когда народ выделяется своей самобытностью и сплоченностью в составе государства с чуждой ему культурой, религией, традициями, языком, и не может быть насильно стёрт. Тут государственная организация бессильна. 

 Стоит теперь взглянуть на то, что представляет из себя нация. Это искусственный продукт, который, как и национализм, создан во времена формирования централизованного государства. Никакой почвы, крови, мистики в ней нет. Просто так удобнее управлять. К каждому не поставишь надсмотрщика и шпиона. Национализм дает возможность человеку найти аргументы, чтоб быть самому себе надзирателем.

В период Средневековья, равно как и в Новое время, гражданин, представитель народных масс, в основном, был бесправен, в то время, как сейчас современный человек получил иллюзию своего права влиять на правительство посредством избирательного права. Не получая почти никакой свободы, гражданин получал зато новые обязанности, которые был вынужден тащить на себе. Интересы правящего класса теперь охраняет армия профессиональных солдат и шпионов. Но им было бы тяжело без профессиональных патриотов. Ведь именно их стараниями куются цепи, которые не видны. «Свободный патриот» не видит оков, а они как тот суслик у Пелевина… есть.  
 
Призрак капитализма ухмыляется, видя, как слепые и глухие люди внимают ему, принимая целостность нации за нечто важное, неоспоримое, должное. Единство, сутью которого является централизация власти, - лишь форма эксплуатации. Реакционные явления вроде НЭК по Морали – небольшие рычаги системы «воспитания ценностей», «защиты ценностей». В «случае с патриотизмом» правящий класс апеллирует к идеям о патриотизме, приветствуя ксенофобию, патриотизм, бытовой расизм, мысли о том, нация без единства обречена на вырождение. Он снимает с себя ответственность за крайности. Африканец в луже крови – прямое следствие прямолинейного без всяческих либеральных «уклонов» патриотизма.  

Растущая классовая ненависть, материальная нищета, деградация нового поколения, процветание лженауки, коммерческий «пост-модерн» современного искусства – прямое подтверждение тому, что ни национальное единство, ни капитализм не способны удовлетворить простые человеческие потребности. И тело, и дух остаются голодными. Патриотизм – это отвар свеклы и хлеб из опилок, которым кормили заключенных в лагерях смерти. Это может обмануть желудок, но не насытит. Патриотизм – это такой же суррогат культуры и реальности, которым пытаются обмануть уже не желудок, а мозг.  

Поймите верно. Плохо не государство Украина или украинский патриотизм. Плохи все государства и все патриотизмы. Исключений нет. Националист может с иронией высказываться об американских или российских ура-патриотах. Проблема в том, что он не видит себя со стороны. Комедийное скетч-шоу «Фарион в детском саду» дало возможность патриотам несколько минут посмотреть на себя со стороны. Ее называют провокатором и «наймитом регионалов», но только потому что рожа в зеркале вышла кривоватая.
  
 
Публикации по теме:
 
 
 
 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий